Глен Доман

Глен Доман – автор современной популярной методики раннего развития Глена Домана, директор филадельфийского Института достижений Человеческого Потенциала. При описании системы обучения детей чтению, в своей книге «Как научить своего малыша читать» высказывался, что учить детей читать, то же самое, учить их ходить или говорить.

Доман считает, что способность к обучению чтению дана людям с рождения – это то, что отличает их от животных. Тем не менее, данная способность у малышей должна развиваться взрослыми как можно раньше: если это возможно – кроху нужно начинать учить читать чуть ли не сразу после рождения, а если вдруг ваш ребеночек уже более старшего возраста, этот процесс не надо больше откладывать. Доман уверен, что дети слишком сообразительные и умненькие, чтобы заставлять их корпеть над обычным заучивание букв алфавита, звуков и слогов в течение многих месяцев. Малышу проще запоминать цельное слово, отождествляя его с соответствующим предметом.

За годы практической работы с детками он пришел к открытию, что достаточно тратить ежедневно по времени на обучение детей чтению по полторы-две минуты в день: нужно просто регулярно показывать ребенку карточки со словами по нескольку раз в день. Рецепт к успеху в обучении детей чтению по Глену Доману состоит из следующих «ингредиентов»:

1. Родители или те, кто заботятся о детях: Доман уверен, что родители, самые лучшие учителя для своего чада, и только их вера в собственное дитя и любовь к нему способны побудить малыша к обучению и достичь внушительных результатов. Успех не зависит от того, сколько времени в день взрослые и дети могут проводить вместе: будь то мамино домашнее воспитание в течение целого дня или общение с крохой в короткие часы после работы.

2. Чем раньше, тем лучше: Чем ребенок меньше, тем проще он воспринимает информацию, тем легче его научить читать.

3. Подход и отношение к процессу обучения: Обучение детей чтению нужно организовать в виде веселой и увлекательной игры, чтобы занятия для карапуза стали приключением. Вы и ребенок должны получать удовольствие от занятий: целуйте, обнимайте, хвалите его. Отдача от таких занятий будет больше, чем от уроков, когда малыш сидит в статической позе и просто слушает и повторяет. Занимайтесь только когда вы оба в хорошем настроении, никакого насилия над собой и ребенком.

4. Вовремя останавливаемся: Одно из базовых правил для родителей: всегда прекращайте занятие, если видите, что малыш устал воспринимать материал. Если вы видите, что кроха после какой-то из карточек начинает рассеивать внимание, показывайте ему в следующий раз на одну карточку меньше.

5. Никакой скуки: При обучении детей чтению, не давайте им заскучать. Показывайте карточки со словами часто и в быстром темпе. Если деткам становится неинтересно, возможно даже можно увеличить темп показа и проводить занятия чуть чаще.

6. Требования к материалу (карточкам со словами): Чем младше детки, тем шрифт на карточках должен быть крупнее, а цвет шрифта ярче.

7. Последовательность: Лучше меньше слов, но чаще, чем больше слов, но реже. Деткам требуется частое повторение. Если вы разбавляете пройденные слова новыми, малыш будет не так быстро уставать и скучать на занятиях.

8. Никаких тестов: Ваш малыш – не подопытный кролик! Тесты – признак сомнений и недоверия. Хотя сам процесс обучения детей чтению спустя несколько занятий позволяет вам получить представление о том, насколько хорошо ребенок усваивает материал.

Среди всех методик Глена Домана, его система обучения детей математике больше всех вызывает живой интерес со стороны педагогов по раннему развитию. Мы привыкли учить детей счету при помощи обычной числовой последовательности от одного до десяти, от десяти до двадцати и так далее, используя все возможные средства: загибание пальцев счет окружающих предметов, счет от единицы до ста и обратно. Глен Доман уверен, что нет никакой нужды отправляться с малышом в увлекательную страну математики таким долгим и сложным путем.

Благодаря своей практической и научной деятельности в качестве нейрохирурга, он установил, что ребятишки способны с самого рождения различать группы предметов по количеству, лишь просто взглянув на них Все это подобно эффекту Хоффмановского «Человека Дождя»: когда герою фильма достаточно было просто бегло взгляда на набор предметов, чтобы безошибочно выдать их точное количество, совершенно при этом их не считая. Доктор Доман полагает, что все дети наделены подобной способностью, и утрачивают ее, если вовремя ее не начать развивать. С этой целью он разработал карточки с красными точками, на которых изображается разное их количество, с помощью которых кроха сначала знакомится с понятием количества, затем с простейшими примерами, с алгебраическими последовательностями, сложными уравнениями и даже неравенствами. Считается, что как только маленький математик начинает выполнять вычисления при помощи точек (количества) вместо цифр, он начинает пропускать через себя математические решения и выводить формулы и уравнения самостоятельно, в противовес традиционному бесполезному их запоминанию. По классической методике, дети сначала учат формулы, а потом уже подставляют при решении задач. Это позволяет в развитии ребенкаоткрыть новые возможности.

Подробнее о методике обучения детей математике, лучше всего прочитать в книге Глена Домана «Как обучить ребенка математике». После прочтения книги, у всех закономерно возникает вопрос: неужели данная система обучения детей математике эффективна? Сложно давать однозначную оценку, как нам кажется, и может быть отнесено к любой другой методике обучения, все зависит как от самого ребенка, так и в какой-то степени от его родителей. Родитель – основной наставник, педагог и помощник у своего малыша.

Даже если после курса занятий по домановской методике обучения детей математике, они не будут блистать выдающимися результатами, но будьте уверены, что время потраченное на уроки не пройдет даром: у детей великолепно разовьется визуальный способ восприятия информации и они проведут со своим родителями большое количество совместного времени. А что может быть еще более ценным во всестороннем развитии малыша? На самом деле вам никто не сможет сказать точно, какие плоды даст методика Домана в будущем отложившись в подкорочке у ребенка: быть может, он в школе на уроках математики благодаря этому методу станет щелкать все задачки и примеры, как орешки, или уже в университете сделает какое-нибудь математическое открытие. Математика – удивительная и увлекательная наука.

Обучение детей математике, по мнению Домана, следует начинать как можно раньше. Самое важное, что нужно родителям – позитивный настрой и вера в своего ребенка. Уважайте свое дитя! Прекращайте занятие прежде, чем ребенок начинает терять интерес. Весь материал на карточках демонстрируйте в быстром и четком темпе. Очень часто вводите новый материал, и не забывайте повторять с малышом старый. Запомните важную вещь: если вы и ребенок устаете от занятий, и они вас не радуют и не приносят удовольствие, значит, что-то вы делаете не так.

Обучение детей музыке по методике Глена Домана любой родитель в состоянии начать самостоятельно даже при отсутствии специального музыкального образования. Достаточно слушать с ребенком мелодии, анализировать их вместе с ним, фантазировать, представляя картинки и сцены, которая они могут вызывать в воображении. Прослушивание музыкальных произведений – одна из основных частей музыкальной программы по Глену Доману. Для этого родители могут подобрать коротки отрывки или песни, которые им самим нравится слушать. Желательно, чтобы они были разными по стилю, исполнению и характеру.

Вместе с ребенком, прослушивайте короткие мелодии по несколько раз в день. Обязательно рассказывайте о композиторе или исполнителе музыкального отрывка, это способствует развитию ребенка. Во время его звучания поиграйте с малышом, потанцуйте, простучите ритм или просто повеселитесь вместе. Прослушивание тех же самых мелодий можно повторить на следующей неделе, добавляя к подборке новые или другие отрывки тех же самых произведений. Важно, чтобы ребенку было интересно, не заставляйте его слушать музыку, если она его не привлекла или вызвала неприятные эмоции. Обучение детей музыке можно разнообразить, добавляя картинки, подходящие по характеру к музыкальным отрывкам. Для деток более старшего возраста можно найти портрет композитора, рассказать наиболее интересные факты из его жизни, возможно даже прослушать с ребенком полную версию произведения.

Лучше всего начинать с коротких по продолжительности вещей: цикла «Картинки с выставки» Мусоргского или «Вальс Цветов» Чайковского, «Тореадор» из Кармен Бизе, «К Элизе» Бетховена. При звучании мелодии не сидите с ребенком на месте. Музыка – очень разная по характеру. Все занятия могут быть ненавязчивыми и веселыми: под нее можно кружиться, раскачиваться и маршировать, прыгать, бегать или плавно вальсировать. Обучение детей музыке требует наличие проигрывающих средств: магнитофона, музыкального центра, компьютера или ноутбука. Одним словом того, что в состоянии ее проигрывать. Если позволяют материальные средства можно приобрести синтезатор или медиаклавиатуру, чтобы не только самому научиться музыкальным азам, но и приобщить кроху к миру музыкального искусства. В методике Глена Домана большое внимание уделяется развитию музыкального слуха: когда ребенок по высоте тона учится различать звуки, имитировать их и пропевать. В качестве первого музыкального инструмента используйте обычный маленький цветной ксилофон. Простукивайте по нему молоточком разные мелодии и нотки, учите с крохой цвета. В магазинах детских игрушек продаются детские электронные пианино на батарейках, в которых уже заложен набор веселых мелодий и разных музыкальных ритмов. Часто на них есть кнопки с изображениями животных, и звуками, имитирующими их голоса. Обучение детей музыке на электронном пианино начинайте с трех первых ноток (до, ре и ми), называйте и проигрывайте их по восемь-десять раз, каждый раз пропевая. На другой день добавьте еще несколько ноток, и продолжайте обучение по возможности до ознакомления малыша со всеми нотами.

С детками постарше можно играть в игру «угадайку» — когда малыш закрывает глазки, а вы ударяете молоточком по ксилофону или нажимаете клавишу на пианино, а ребенку должен угадать, какую нотку вы исполнили. Можно также проиграв ту или иную ноту или мелодию, просить малыша ее пропеть.

Обучение детей музыке по методике Глена Домана строится на развитии не только слуха, но и чувства ритма. На занятиях в центрах по методике Домана вводятся карточки с изображениями того или иного ритмического рисунка. Для домашних занятий можно подобрать музыкальные произведения с разным ритмом: марш, вальс, танго, самбо, ламбада и т.п. Послушайте их с малышом, потанцуйте, промаршируйте, повальсируйте. Включая вразброс разные мелодии, пусть ребенок поотгадывает их ритм и подвигается под него. На ксилофоне, простучав легкий ритм, попросите ребенка его повторить или прохлопать. Подберите к занятию картинки с изображением разных музыкальных инструментов, если есть возможность, приобретите CD диски с записью их звучания. По возможности ходите с малышом в театр на детские музыкальные спектакли, чтобы он получал представление не только о театре, но и в целом, о мире музыки и танца.

Обучение детей музыке может стать для мамы и ребенка увлекательным совместным занятием, и обязательно будет способствовать общему развитию ребенка.